Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Ц Ц Ц Изображение: Настройки Обычная версия

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Tahoma Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Настройка цветовой схемы:

Чёрным по белому
Белым по чёрному
Тёмно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по тёмно коричневому

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Версия для слабовидящих
 
 

Консультации для педагогов


Консультация воспитателя
Терентьевой Евгении Юрьевны

 
Организация экспериментальной деятельности детей
в летний период
 
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму».

Современные дети крайне редко бывают на природе, общение с ней им зачастую заменяют телевизионные передачи, компьютерные игры и видеофильмы. Особенность такого времяпрепровождения пассивная роль малыша, когда он выступает, в основном, в роли потребителя информации. Ему ничего не нужно искать, все желаемое можно получить в готовом виде, достаточно лишь нажать кнопку. Конечно, передачи о животных, о природе привлекают ребенка, расширяют его кругозор. Но согласитесь, что между красочной картинкой на телеэкране и реальностью существует большая разница. В природе мы воспринимаем окружающее не только глазами, но и через тактильные ощущения, запахи, звуки.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыт- это наблюдение, которое проводиться в специально организованных условиях. Значение опытов очень велико. Они развивают наблюдательность, мыслительную деятельность, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты также имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
При проведении экспериментов педагог должен лишь организовывать экспериментальную деятельность, заинтересовать, предложить, предоставить нужные материалы, а также объяснить опыт, если ребенок затрудняется сделать это сам. Но гораздо полезнее, чтобы объяснение опытов и выводы ребенок сделал самостоятельно с помощью наводящих вопросов педагога.

Поскольку в качестве объектов в летнее время выступают в основном живые организмы (растения, насекомые) ведущим принципом работы является принцип «не навреди». Недопустимо, например, собирать коллекцию насекомых в детском саду, собирать гербарий, наблюдать за тем, как одни насекомые или животные поедают других. В экспериментах с растениями тоже следует избегать воздействий, наносящих вред. Например: не поливать растения длительное время, вызывать солнечные ожоги или какими - то иными способами доводить растение до гибели. Воздействие данных экспериментальных факторов лучше рассмотреть в порядке наблюдений, а не специально организованном эксперименте. При проведении экспериментов с объектами живой природы есть вероятность несовпадения реальных результатов с ожидаемыми. Это обусловлено непредсказуемостью поведения живого объекта. Например: взойдут ли посеянные семена в огороде, приживутся ли пересаженные растения. Если результат эксперимента не соответствует ожидаемому, значит не соблюдены какие – то условия, неудачно подобран объект, не учтено его физиологическое состояние. В этом случае нужно обсуждать тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. Дети должны видеть природу такой, каковы она есть. Иногда увиденный результат бывает более интересным, чем запланированный. Нужно помнить, что природа не обманывает и не ошибается. Случается, только то что случится.

Ребенок может ошибиться, и это будет его опыт. Ведь человек познает мир методом проб и ошибок и приходит к правильным выводам.
 
 
Литература для подготовки консультации:

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92
3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/04/05/konsultatsiya-dlya-pedagogov-organizatsiya-opytno-eksperimentalnoy
4. https://edu.tatar.ru/n_chelny/page92702.htm/page1735904.htm


Консультация воспитателя
высшей квалификационной категории
Куликовой Ларисы Александровны
 
Познавательные  экологические сказки  
как  активное средство умственного воспитания
детей
дошкольного возраста
 
Любые знания и представления об окружающем мире можно преподнести детям в форме игры, путешествия или сказки.  Сказка в увлекательной форме вводит детей в окружающий мир, помогает лучше понять и осознать его.  Сказочная форма способствует введению необычных ситуаций в изучаемый материал, тем самым оживляя его. Через сказочные образы педагог может  найти подход к эмоциональной сфере ребенка. Слушая увлекательную историю и переживая вместе с героями все их необычные приключения,  ребенок в то же время упражняется в решении  сложных задач, учится рассуждать, логически мыслить, обосновывать свои действия.

По мнению К.С. Аксакова, «сказка является  эпическим произведением, преимущественно прозаическим, волшебного, авантюрного или бытового характера, которое преподносится сказочником и воспринимается слушателями, как вымысел».  В дошкольном возрасте  дети познают и открывают для себя всю  картину мира. Научные знания  об этом мире часто недоступны детям без специальной подготовки и очень вредны для их психического здоровья. Детское мышление решает проблему неопределенности взаимоотношений ребенка с предметным миром,  которая усугубляется в силу недостаточности знаний, жизненного опыта детей, неразвитости логического мышления. Решение  этой проблемы  осуществляется дошкольником в формах мифологического мышления, средством которого является сказка. Сказка позволяет детям в  особой метафорической форме обозначить для себя теоретические вопросы об устройстве мира (о добре и зле, жадности и щедрости и т.д.) и решить проблему неопределенности, т. е. прогнозировать события, строить собственное поведение на основе создания целостной мифологической картины мира. Для детской картины мира характерны субъективные отношения с предметным миром и живой природой (одушевление), что позволяет ребенку сделать мир доступным для понимания.

Из всего этого следует, что познавательная сказка -  это увлекательная история с веселыми и умными героями, позволяющая  формировать знания, представления и познавательный интерес к изучаемому предмету или явлению, содержание которой выступает в качестве особого рода занимательных проблемных ситуаций, заданий, требующих размышления, действенного обследования, выдвижения и проверки гипотезы.

Главная особенность познавательной сказки для дошкольников заключается в том, что все проблемы, события, приключения героев связаны с познанием реальных предметов и явлений окружающего мира. В исследовании Н.А. Рыжовой предлагаются пути выбора сказок, наиболее ценных с экологических позиций.  Она отмечает, что в сказках очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные культурные традиции и праздники.

Экологические сказки, по мнению авторов программы «Радуга», помогают понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек при этом играет важную роль в поддержании ли создании таких условий. Экологические сказки раскрывают основные понятия и законы экологии, а также знакомят с взаимодействием человека с природой – ее загрязнения, охраны. Содержание экологических сказок также дает представление  об экзотических явлениях природы, необычных  эпизодах взаимодействия человека и природы.

Даже в старшем дошкольном возрасте у детей преобладают сказочно-игрушечные представления о животных и других природных объектах. Экологические сказки не уводят дошкольника  из мира сказки и не снижают ее благотворного влияния на личность ребенка, а сопоставляют ее образы с реальными предметами, объектами природы, помогают детям обрести реалистические представления об окружающем мире.
Все экологические сказки делятся на виды: сказки -«рассказки», «сказки-почемучки», сказки –«катастрофы».

Сказки - «рассказки». В качестве главных героев выступают сказочные, вымышленные персонажи (Колобок, Лесовичок и т.д.) или очеловеченные реальные объекты и явления природного мира (растения, грибы, насекомые и т.д.), посредством  встречи с которыми  дошкольники узнают много нового, интересного из жизни растений, животных, о многообразии живой природы.

Сказки-«почемучки».  Благодаря этому виду сказок взрослые могут ответить на множество типичных детских «почему». В названии сказок-«почемучек» содержится вопрос: «Почему лист зеленый?», «Почему осенью листья на деревьях желтеют и падают?» и другие.
Сказки-«катастрофы».  Глобальные изменения  климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно рост народонаселения  планеты – эти проблемы касаются всех. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека.

Организация занятий с познавательными сказочными историями способствует тому, что ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника.  Дошкольники  учатся устанавливать последовательность отношений, выстраивать логические цепочки, аргументируя их, пополняется активный словарь детей. Сказки  формируют экологические представления, способствуют движению мысли ребенка. Все это говорит о необходимости и возможности применения познавательных экологических сказок в умственном воспитании детей дошкольного возраста.

Использованная литература
  1. Вахрушева Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: учебн. пособие / Л. Н. Вахрушева. – М.: ФОРУМ, 2009.