Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Ц Ц Ц Изображение: Настройки Обычная версия

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Tahoma Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Настройка цветовой схемы:

Чёрным по белому
Белым по чёрному
Тёмно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по тёмно коричневому

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Версия для слабовидящих
 
 

Консультации педагога-психолога


Консультация педагога-психолога
Нестеренко Е.А.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«КРИЗИС 3-х ЛЕТ»
 

 
«Кризис 3-х лет: как его преодолеть?»
 
Так приятно смотреть, как растет и развивается ребенок, как он всему учится, как у него многое уже получается. И вдруг наступает момент, когда родные и близкие перестают узнавать малыша, когда он становится непослушным ребенком — этот момент можно обозначить, как возрастной кризис.
 
Кризис 3 лет у ребенка симптомы
 
Первый возрастной кризис в жизни человека приходится на возраст трех лет. Именно в этот период ребенок попадает из раннего возраста в дошкольный.
В эти мгновения резко и кардинально перестраиваются сложившиеся личностные механизмы малыша, ребенок приобретает новые очертания своего сознания, своей личности. Вырабатываются иные подходы во взаимоотношениях с окружающими.
Кризисом трех лет психологи именуют достаточно условный период, который у разных детей протекает в разные периоды. Данный период может приходится на период от двух до четырех лет.
Продолжительность данного кризиса также является условной и занимает небольшой отрезок времени, около нескольких месяцев. Степень выраженности и интенсивности данного периода зависит непосредственно от конкретного ребенка.

Кризис трех лет психологи предлагают охарактеризовать «семизвездием симптомов»:
 
1.  Стремление к деспотизму
Данный признак проявляется в том, что кроха пытается проявить деспотическую власть и подчинить себе, в первую очередь, своих родителей и заставить их выполнять все его прихоти.

2.  Обесценивание
У ребенка теряется ценность всего того, что было важно до этого периода жизни малыша. Это могут быть скандалы с родителями, небрежное отношение к самым любимым игрушкам, хулиганское поведение в песочнице

3.  Протест-бунт
Формирование воли, независимости и самостоятельности может проявляться бунтарским поведением. Малыш начинает требовать серьезного отношения к его самостоятельности.
В случаях, когда ребенок не чувствует, что к его мнению родители прислушиваются, он начинает протестовать. Протест однозначно будет касаться прежнего поведения, прежних отношений, прежних рамок.

4.     Своеволие
«Я — сам!» — такой фразой характеризуется один из симптомов кризиса трех лет. Не всегда ребенок, имея желание удовлетворить познавательную потребность, может оценить свои силы и способности, что неизбежно приводит к дополнительным конфликтам с родителями.
Не всегда родители готовы осознать, что ребенок не пытается им мешать, а лишь проявляет активность и любознательность, необходимые для утверждения личности малыша, для формирования стимула к совершенствованию своего «Я» и саморазвитию.

5.  Строптивость
Данный симптом характеризуется противостоянием не конкретному человеку, а нормам и системам, сложившимся в семье в целом. Это и воспитание, и отношения, и образ жизни семьи.

6.  Упрямство
Этот показатель проявляется в том, что ребенок ни при каких обстоятельствах не отступит от требуемого лишь потому, что он требует желаемого именно у взрослого. Скорее всего ребенок не откажется от своего решения, даже если изменятся обстоятельства.
Существует тонкая грань между упрямством и настойчивостью в достижении цели. Родителям стоит научиться различать эти два понятия.

7.  Негативизм
Негативизм выражается в противостоянии конкретному человеку — к примеру, дома только одному из родителей, а в детском саду только одному из воспитателей.
Избирательное поведение ребенка заключается в том, чтобы сделать все без исключения наоборот, но не так, как предложил конкретный родитель или воспитатель.
 
Кризис 3 лет: как вести себя родителям?
 
В период, когда ребенок учится осознавать себя в этом мире, когда психологически начинает отделять себя от родителей, когда ребенок начинает понимать и принимать свое «Я», когда начинает зарождаться самооценка малыша, родителям стоит быть особенно внимательным к своему ребенку.
Для того, чтобы поддержать свое чадо в этот нелегкий период, чтобы поспособствовать скорейшему протеканию неизбежного возрастного кризиса, родителям стоит прислушаться к некоторым советам:
Родителям стоит отказаться от гиперопеки и начать осознавать, что ребенок подрастает и имеет право на самостоятельность. Для этого можно попробовать определить круг обязанностей, с которыми малыш может справиться самостоятельно и позволить ему выполнять их
Взрослые должны уметь хитрить и, дабы избежать конфликт, предоставлять малышу право выбора. К примеру, право выбора тарелки, с которой он будет есть суп
Не навязывать правила, а просить. К примеру, попросите своего ребенка перевести вас через дорогу за руку
При возникновении истерик, следует контролировать свое поведение — никаких срывов и истерик. Только благодаря вашему спокойствию и отсутствию реакции на истерическое поведение, ребенок поймет, что таким образом он точно не сможет манипулировать вами, и, как следствие, отпадет необходимость такого поведения крохи
Не следует вступать с малышом в спор, избегайте конфликтов. Не стоит насильно пытаться подавить его упрямство — малыш всего-навсего пытается отработать навыки отстаивания своего мнения
Учитесь уступать в мелочах своему ребенку. К примеру, за обедом позвольте ему сначала съесть любимую котлету, а только потом супчик
Учитесь договариваться с ребенком, но, в обязательном порядке, выполняйте свои обещания
В трехлетнем возрасте в воспитании ребенка важно использовать игровые приемы. К примеру, в случае отказа малыша от прогулки, можно предложить ему вывести на прогулку его любимую игрушку. Используя ролевые игры, малышу можно привить нормы поведения и правила этикета
В три года кроха начинает гордиться своими достижениями, своими успехами — не забывайте хвалить малыша за любые мелочи и поддерживать его, для него это очень важно
Взрослые не должны сравнивать своего малыша с другими детьми, это может лишь вызвать отрицательное отношение к последним — в этом возрасте ребенок еще не способен распознать чувство здорового соперничества. В данном случае важно показать ребенку, что он растет, развивается и у него любое дело каждый раз получается все лучше, и гораздо лучше, чем вчера
В случае неудачи, не стоит давать ребенку отрицательных характеристик, которые очень сильно могут ранить малыша такого возраста и стать основой психологических проблем в будущем. В любом случае поддерживайте ребенка, объясняйте, что, если сегодня у него что-то и не получилось, то в дальнейшем обязательно все получится
 
Как преодолеть кризис 3 лет у ребенка?
 
В любом деле главное — терпение. Родителям стоит не забывать об этом.
Проявляя терпение и чуткость в такой нелегкий для ребенка период, взрослые смогут облегчить жизнь абсолютно всем. Такое поведение поможет взрослым сблизиться с ребенком, понять его мотивы, а ребенку поможет почувствовать себя важным и нужным.
 
Особенности общения взрослого с ребенком в период кризиса трех лет
 
Практически все мнения психологов по поводу общения взрослых с детками в период возрастного кризиса трех лет сводятся к одним и тем же рекомендациям. Кратко их можно изложить следующим образом:



Консультация педагога-психолога
Нестеренко Е.А.
 
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

Адаптация ребенка к детскому саду – это привыкание или приспособление детского организма к новой обстановке. Родителям необходимо готовить малыша заранее к посещению сада: за несколько месяцев до этого события.

Подготовка может проходить в следующих формах:
  • чтение сказочных историй о посещении детского сада;
  • игры «в детский сад»;
  • прогулки возле садика, с рассказами о скором посещении этого заведения и приобретения новых друзей для совместных игр.
Рекомендации для родителей по адаптации ребенка:
  • в присутствии малыша следует всегда положительно отзываться о воспитателях и самом саде, даже если что-то не нравиться. Ребенку придется ходить в этот сад, а уважая воспитателя это делать легче;
  • разговаривать о саде с крохой, необходимо рассказывать ещё кому-нибудь в его присутствии, о том, в какой замечательный сад ходит малыш, и какие хорошие воспитатели там работают;
  • в выходные дни необходимо соблюдать четкий режим дня ребенка. Чуть дольше можно позволить ему поспать, но не нужно давать отсыпаться слишком долго. В период адаптации не следует перегружать малыша, ведь у него жизненные изменения, и ему ни к чему напряжение нервной системы.
Спокойная мама – спокойный малыш!

ВАЖНО!

Обозначить и сказать крохе, когда его заберут: после прогулки, после обеда, или как он поспит.
Ребенку легче знать, что мама (папа) за ним придет после какого-то режимного момента, чем ждать ее (его) каждую минуту. Родителям нельзя задерживаться, а следует выполнять свои обещания.

Необходимо придумать свой ритуал прощания: поцеловать, сказать «пока», помахать рукой. После этого сразу следует уходить: не оборачиваясь и уверенно. Помните: чем дольше вы проявляете нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Родителям нельзя делать следующее в период адаптации:
  • нельзя сердиться или наказывать малыша за плачь дома или при расставании после упоминания о необходимости идти в детский сад. Малыш имеет право на такую реакцию, а вот строгое напоминание об обещании ребенка не плакать является не эффективным. Дети этого возраста ещё не умеют «держать слово». Лучше сказать, крохе о своей любви и что обязательно заберете его;
  • стоит избегать разговор с другими членами семьи о слезах ребенка в его присутствии. Дети на душевном тонком уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и этим еще больше усиливают свою тревогу;
  •  нельзя пугать садом, поскольку это место, таким образом, никогда не станет любимым;
  • нельзя отрицательно отзываться о саде и воспитателях при крохе;
  • нельзя обманывать, обещая, что скоро заберете, а малыш ждет полдня, теряя доверие к близкому человеку.



Консультация педагога-психолога
 
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЁНОК В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
 
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДВА ГОДА 
1. Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы. 
2. Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей. 
3. Понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван). 
4. Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул – это стул). 
5. После 1,5 лет начинают задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?». 
6. К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50слов, а к 2 годам – 200-400слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия. 
7. Речь аграмматична. Пользуются фразой из 2-4 слов, согласуют глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я». 
8. В речи много глаголов в повелительном наклонении. 
9. Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия). 
10. Неустойчивое произношение многих слов:звук товыпадает, то заменяется, то произносится верно. 
11. Нарушена слоговая структура многосложных слов(упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова). 
12. У части детей слабый, тихий голос. 
 
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ТРИ ГОДА 
1. Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего. 
2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи. 
3. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями. 
4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей. 
5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно. 
6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает. 
7. Понимает несложные сюжетные картинки. 
 
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЧЕТЫРЕ ГОДА 
1. Словарный запас достигает 2000 слов. 
2. В активной речи появляются слова второй степени обобщения. 
3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки. 
4. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. 
5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. 
6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'. 
7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях и з собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен. 
8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть. 
 
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПЯТЬ ЛЕТ 
1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. 
2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность. 
3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения. 
4. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений. 
5. Звукопроизношение полностью нормализовалось. 
6. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия. 
7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.